Как устроен бизнес

Что такое бизнес?
Бизнес - (англ. business) это в общепринятом понимании предпринимательская деятельность связанная с организацией дела, приносящего прибыль.
Устройство бизнеса
Из чего состот бизнес? Обычный бизнес состоит из:
- Потенциальных клиентов.
- Клиентов компании
- Производства ценности/пользы для клиента
- Владельца бизнеса
- Сотрудников
Какие бывают типы бизнеса по размеру?
- Микро бизнес - от 1 до 15 чел, выручка до 120 млн. р.
- Малый бизнес - от 16 до 100 чел, выручка до 800 млн. р.
- Средний бизнес - от 101 до 250 чел, выручка до 2 млрд. р.
- Большой бизнес - от 251 человек, выручка от 2 млрд. р.
Таблица размеров бизнеса и его характеристик:
Размер бизнеса |
Численность сотрудников на предприятии |
Выручка за предыдущий год без НДС |
Прочие ограничения (для ООО) |
Микропредприятие |
не более 15 сотрудников |
до 120 миллионов руб. |
не менее 51% капитала (акций) должно принадлежать физлицам, или другим СМП; |
Малое предприятие |
не более 100 сотрудников |
до 800 миллионов руб. |
доля организаций, не являющихся СМП, не может быть больше 49%; |
Среднее предприятие |
не более 250 сотрудников не более 1 000 сотрудников для легкой промышленности не более 1 500 сотрудников для общепита |
до 2 миллиардов руб. |
доля государства, субъектов РФ и (или) НКО — не более 25% (суммарно) |
Крупное предприятие |
свыше 250 сотрудников свыше 1000 сотрудников для лекгой промышленности свыше 1500 сотрудников в общепите |
Свыше 2 миллиардов руб. |
Без ограничений |
Как устроен бизнес, в зависимости от типа собственности?
Бизнес делится по типу собственности на:- Частный - владельцами бизнеса является физическое или юридическое лицо.
- Государственный - владельцами бизнеса является государство
- Смешанный (Когда часть собственности принадлежит государтству)
Виды бизнесов:
- Стартап — это новый бизнес цель которого создание новых продуктов и услуг в условиях почти полной неопределенности, а предприниматель человек, который направляет этот процесс запуск уникального продукта на рынке.
- Масштабирование бизнеса - это процесс, расширение бизнес модели по количеству клиентов, и точек создание и передачи ценности клиенту.
- Франшиза - это стандартизированная успешная бизнес модель, которая масштабируется с помощью продажи правами пользования стандартами и брендом.
- Холдинг - это корпоративная структура бизнеса, в которой одна компания (головная, материнская) контролирует другие, дочерние, предприятия.
- Корпорация — организация бизнеса, основанная на долевой собственности и раздельной функции собственника и управления.
Что обьединяет все бизнесы?
Это наличие бизнес-процессов. В конечном счете в предприятии может быть один человек, но даже когда все процессы автомазированы и бизнес создает ценность без наемных сотрудников. В нём есть бизнес процессы.
Что такое бизнес-процесс?
Бизнес процесс - это регулярно выполняемые повторяющиеся по определенной последовательности и алгоритму операции, позволяющие достичь целей бизнеса.
Какие виды бизнес-процессов бывают:
- Основной сквозной процесс, проходит сквозь всю основную деятельность, с момента поиска заказа, до завершения выполненных договоров.
- Бизнес процесс маркетинга
- Бизнес продаж
- Бизнес процесс подбора сотрудников
- Бизнес процесс производства
Описание бизнес-процесса пример:

Как устроен бизнес-процесс?
- Бизнес-процесс состоит из стратегической карты и тела процесса
- Стратегическая карта бизнес процесса состоит из веток: описания участников, целей, рисков, запретов
- Тело процесса состоит из веток процесса разделяющая процесс на разделы
- Ветка имеет вход, описанные операции, роли кто выполняет операци, выход.
- Ветки тела процесса состоят из операций бизнес процесса.
Методики (нотации) описания бизнесс-процессов
IDEF — это семейство нотаций. Одна из самых популярных в нём — IDEF0, она подходит для функционального моделирования. Её основные элементы — прямоугольники и стрелки.

IDEF0 — не сложная нотация, однако в IDEF крайне малый набор инструментов.

BPMN — одна из самых популярных нотаций для бизнес-моделирования, и одновременно одна из худших с точки зрения понятности и написания а также чтения процессов. Авторы явно заботились о своей будущих заказах, а не об удобности процесса.
Что такое BPMN по своей сути?
Лучший однако малоизвестный в данный момент для написания бизнес процессов является Язык ДРАКОН. Он интуитивно понятный и для обучения работы с ним достаточно от 15 минут до 2х часов.
С помощью этого языка была запущена космическая ракета Буран. Вот как могут выглядеть процессы написанны на Драконе:

В практической деятельности, предприниматели, склоны предпологать что знают как устроены их бизнес и бизнес процессы.
Откуда берутся данные предположения?
Чаще всего вопрос о построение бизнес-процесса возникает тогда, когда бизнес существует и достиг определенных успехов.
Это создает ловушку. Ловушку успеха. Ты думаешь что знаешь, потому что достиг успеха. Но довольно часто, успех ещё не означает что в твоем бизнес процессе отсутствуют ошибки.
Первое с чего нужно начать при профессиональном изучении темы бизнес-процессов.
Определить текущую стадию развития бизнес процессов. Для этого существует общемировой стандарт оценки зрелости бизнес процессов CMMI

Бывает ещё 0 уровень процессов, это когда бизнес процессы в голове, и даже не формализованы. Не обманывайте себя это хаос, а не бизнес процесс.
Чтобы понять уровень зрелости необходимо провести исследование процессов как есть, с выявлением всех существующих противоречий.
Парадигмы построения процессов берут своими корнями из теоретического менеджмента, из таких разработок как «методика построения цепочек» или «метод Work Flow»

Когда встает вопрос о том как необходимо выстроить бизнес процессы?
Например, когда начнут падать объемы продаж и потребуются срочные реорганизационные меры, чтобы сделать работу более эффективной.
Или если вы захотите пересмотреть ответственность руководителей разного уровня в вашем бизнесе.
Вот тут и понадобится научный подход к тому, как устроен бизнес, и возникнет интерес к практическим аспектам использования современных методик процессного подхода к управлению предприятием.
Потому что знания того, как устроен бизнес, могут оказать реальную помощь при решении самых разных практических задач.
Если в вашей компании тоже наметилась необходимость управленческих перемен.
Если вы видите недоработки в структуре собственного бизнеса, но не знаете,
с чего начать структурирование своего бизнеса, прочтите приведенный далее текст.
Как устроена структура бизнеса и кому это нужно??
Что такое структура бизнеса? Это всего лишь хорошо прописанная картина вашего предприятия, с которой владельцу проще добиваться своих целей, проще развиваться. Именно она дает реальное представление о том, как устроен бизнес изнутри. И со временем эта мысль посещает любого бизнесмена, который не хочет стоять на месте, но не знает, как правильно начать реорганизацию. Как правило, решением таких проблем занимаются консалтинговые фирмы, они помогают понять, как устроен бизнес той или иной компании, какие бизнес-процессы задействованы в нем, кто за что отвечает, а кто является «самым слабым звеном». Наконец, главным ответом на все вопросы, заданные в момент изучения ситуации, будет такой: что делать с этим дальше, как заменить старую модель управления на новую систему бизнеса?
Как узнать как устроен бизнес?
Чтобы иметь представление о том, как устроен бизнес, требуется выявить бизнес-процессы и людей, ответственных за них. То есть сделать анализ состояния отделов, подразделений — структуры и разделить реальную ответственность руководителей всех подразделений по участию в бизнес-процессах. Когда к такой работе привлекают сторонних специалистов в области управления, то они проводят ряд стандартных мероприятий, например, строят цепочки создания ценностей в компании (о ценностях мы уже писали ранее), анализируют. Какие процессы происходят на высшем руководящем уровне в компании и какова организационная структура. Так формируется понимание того, как реально устроен бизнес в данной компании. Далее начинается самое интересное — это выбор бизнес-модели, которая будет в данной ситуации более удобной, эффективной и перспективной. Вырабатывается концепция модели, ее согласовывают с заказчиком. После этого, когда с заказчиком достигнуто общее понимание такой модели, проходит проработка схем договорных отношений, материальных потоков и пр. Наконец, создается проект реорганизации всех групп компаний заказчика, определяются, какие бизнес-процессы участвуют в новой структуре, готовится план реорганизации всей компании, точнее, всех бизнес-процессов, происходящих в ней.
Примерно так работаю приглашенные для проведения реорганизации управленцы. Однако подходы к созданию новой структуры могут различаться. Кстати, наука корпоративного менеджмента знает несколько методик проведения структурирования компании, которые отличаются одна от другой по степени сложности. Но мы не ставим сейчас своей целью осложнять вам жизнь малополезными в практическом применении знаниями. Не будем вам показывать все возможное, которое, к тому же, порой не только не вносит ясности, а, напротив, осложняет работу в силу разного толкования методов. Коротко расскажем только про основные два метода, позволяющие выявить, как устроен бизнес и как построена структура компании:
- метод первый: построение цепочек создания ценности;
- метод создания модели бизнес-процессов по принципу потоков работ, или метод Work Flow.
Это основные методы, которые опробованы и показывают лучшие результаты.
В качестве заключения о том как устроен бизнес.
В принципе, следуя той последовательности действий, которая описана выше, вы сможете попробовать самостоятельно провести анализ структуры компании и ее бизнес-процессов, чтобы выявить, как же устроен бизнес в вашем предприятии и как сделать его работу более эффективной. Однако провести сравнительный анализ и самостоятельно подготовить новую структуру довольно проблематично. Вы тоже нуждаетесь в реорганизации, но не знаете, с чего начать? Вы не имеете представления и применении ни одной из названных методик, но намерены все же придать вашему производству новый толчок и ускорение? В этом случае есть смысл обратиться к нам за консультативной или практической помощью в проведении изменения бизнес-модели. Если вам нужна помощь, мы готовы ее оказать. Обращайтесь, и вы будете удивлены, узнав, как устроен ваш бизнес реально!
Как вычислить “корпоративного крота”? Как его распознать? Как с ним вести коммуникации? И самый главный вопрос: что сподвигло сотрудника на предательство?
Часто управленцы обходят эти вопросы стороной, убеждая себя тем, что их это не коснется. На втором управленческом РУПОР-турнире “Расчеты войны” участникам была предоставлена возможность познакомиться с типичными стратегическими ошибками, приводящих к предательству ключевого персонала. Об этом читайте в статье "Второй управленческий РУПОР-турнир "Расчеты войны"".
Остались вопросы? Звоните по номеру+7(937)586-86-66- Тэнгри Булатович
Читайте также:
Второй управленческий РУПОР-турнир "Расчеты войны". Отчет
Согласование целей как средство удержания персонала. Ч.1.
Согласование целей как инструмент удержания персонала. Часть 2.