Цепочка создания ценности
В корпоративном управлении существует несколько методов определения бизнес-процессов, которые помогают узнать, как устроен тот или иной бизнес, и найти оптимальное решение для его модернизации, изменения и пр. Один из самых распространенных методов — это так называемая цепочка создания ценности. Человеку непосвященному название мало о чем говорит, хотя на самом деле методика довольно эффективная, хотя и не самая простая. Зачем она нужна, спросите вы? Да хотя бы потому, что любой бизнес — это есть та же самая цепочка действий, которая приводит к получению продукта производства, оказания услуги и пр. То есть рождает все то, что принято в теории менеджмента называть созданием ценностей, а в обычной жизни именуется производством товаров и услуг. И если вы думаете, что вас такие тонкие материи, как создание цепочка создания ценности не касаются, вы заблуждаетесь. Вся деятельность по производству любой продукции или услуги состоит из последовательных действий. Но если их систематизировать и уложить в одну схему-цепь, если проанализировать полученную информацию, то все провальные места, все существующие недоработки и «слабые звенья» будут как на ладони. Вот что такое цепочка создания ценности. Если вам это интересно, если вы нуждаетесь в прозрачности и понятности вашего бизнеса для самого себя, то вам будет небезынтересно прочитать эту статью и понять, что же такое цепочка создания ценности.
Строим простейшую цепочку создания ценности.
Для понимания представьте себе простейшую ситуацию — к складскому комплексу подъезжает грузовик с товаром. Товар в кузове — это пока еще просто товар, но для того, чтобы он стал товаром разгруженным, он должен переместиться на склад, его должны уложить на полки или паллеты. Между двумя состояниями товара — товар простой и перемещенный — довольно сложная цепочка действий, процессов, в которую входит перемещение товара (а это несколько процессов, в которых могут быть задействованы как автомобиль, так и автокар, и тележка), обработка информации по движению данного товара, и изготовление документов на товар, и принятие разного рода решений по его размещению и пр. И это не самый сложный процесс, в котором задействовано несколько действий, процессов, людей и механизмов. В реальном же производстве вы ежедневно организуете десятки разных цепочек процессов, в результате ваших действий обязательно создается единая цепочка создания ценности, которая в данном конкретном случае дает представление о том, какие процессы происходят при приемке и выгрузке товара на предприятии, но в более широком смысле дает представление в целом о том, как устроен тот или иной бизнес.
Что дает цепочка создания ценности?
В целом же цепочка создания ценности позволяет обозначить и систематизировать все то, что происходит в бизнесе:
- уточнить клиентов данной компании;
- выяснить, какими продуктами они интересуются и используют из тех, которые производит компании, в чем для них ценность этого продукта;
- узнать, какие преобразования претерпевают продукты до того, как они попадают к потребителю.
Принято разделять те преобразования, которые происходят при создании материальных ценностей и при производстве нематериального продукта. К последнему можно отнести, например, информационное обеспечение, у которого в сравнении с производством материального продукта более сложная цепочка создания ценности. Тем не менее, любой бизнес-процесс вполне укладывается в такую цепь, а значит, подлежит структурированию.
В конечном итоге цепочка создания ценности позволяет выяснить, следующее:
- как продукт создается;
- как требуется управлять всеми происходящими в бизнесе процессами, чтобы создавать такой продукт.
Что вы получаете, используя метод «цепочка создания ценности"?
Безусловно, использование такого метода дает много преимуществ, в том числе позволяет сфокусировать внимание на всех без исключения процессах, увидеть нарушения логики в производственных процессах, включая управленческие, увязать сквозным образом работу всех подразделений, перетасовать их, если это понадобиться, наглядно и прозрачно.
Однако при всей полезности данной работы у нее есть пара существенных недостатков — чтобы выстроить работающую цепочку, нужен абсолютно грамотный, опытный в данном вопросе человек, с полным пониманием особенностей этой методики. Кроме того, нарисовать схему — это полдела нужно ее понимать (она довольно громоздка визуально), а главное, объяснить, что делать с нею дальше. Вот почему многие успешные компании, которые стремятся полностью контролировать процесс, обращаются за помощью к консалтинговым компаниям, которые предоставляют специалистов в области управления — использования разных методик, в том числе и метода типа цепочка создания ценности компании.
В качестве заключения о цепочки создания ценности.
Обобщая все ранее сказанное, стоит отметить то хорошее, что отличает данный метод от прочих и потому заставляет многих использовать его в своей практической деятельности. Так, этот метод основан на использовании схемы непрерывного продуктового потока, чего вы не найдете ни в одной другой методике. Этот метод является одним из наиболее объективных, а субъективность, как мы знаем, есть абсолютный враг внедрения на практике процессного подхода. Подход с выделением продуктового потока позволяет выделять процессы с акцентами на итоги деятельности предприятия, на том, из чего состоит бизнес, как управляется и как создает для своих клиентов ценности.
Метод «цепочка создания ценности» позволяет получить полную и максимально четкую картину всех процессов, которые происходят в компании. При хорошей проработке она дает ясное представление о том, как распределены зоны ответственности руководителей высшего уровня, как привязаны все существующие в компании бизнес-процессы к работе конкретных подразделений. Помимо этого метод цепочка создания ценности позволяет выяснить, где существуют недоработки, которые необходимо устранить, он демонстрирует наиболее узкие места, которые существуют в организации производства, дает возможность проанализировать их и принять верное решение о направлении усилий и определения путей реорганизации.
Вы уже настроились на перемены в своей компании? Вы планируете реорганизацию бизнеса, но не знаете, с какого этапа начать изменения? Вы поняли практическую ценность методики цепочек создания ценностей, но не располагаете штатом профессионалов, способных объективно и грамотно произвести анализ и сделать выводы о состоянии бизнеса? Если все эти вопросы вас беспокоят, и вы намерены начать серьезные преобразования в целях улучшения эффективности своего бизнеса, то мы можем оказать практическую и консультативную помощь. Звоните, разберемся вместе!
Читайте также:
Согласование целей как средство удержания персонала. Ч.1.
Согласование целей как средство удержания персонала. Ч.2.
Автоматизация бизнес процессов