Startup и Custdev - что это
Статья о лучших технологиях для стартапа и проведения интервью
Компания ДАР - помогаем компаниям запускать новые продукты.
Автор: IT Продукт менеджер
Содержание:
- Виды стартапов - Студенческий стартап
- Виды стартапов - Обыкновенный стартап
- Как преодолеть нехватку компетенций в стартапе
- Что нужно обязательно делать, для запуска
продукта? - Что делать нельзя, когда у тебя стартап?
Startup что это? Стартап — это сфера человеческой деятельности
цель которой создание новых продуктов и услуг в условиях почти полной неопределенности, а предприниматель человек, который направляет этот процесс.
Эрик Рис автор книги «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup»
Я согласен с Эриком. Но если бы я писал что такое Стартап:
Стартап - это когда ты реализуешь идею, как тебе кажется уникальную, и полезную и востребованную для определенного круга людей, и превращаешь эту реализацию в собственный бизнес.
Виды стартапов - студенческий стартап
Что такое студенческий стартап?
Студенческий стартап - это когда, студенты, придумали идею с коммерческим потенциалом. И теперь пробуют её запустить
Какие особенности у студенческого стартапа?
В студенческом стартапе - сильные стороны: Энтузиазм, вера, энергия.
Чего не хватает?
Не хватает компетенций, финансовых средств, социальных связей, команды.
С чего лучше всего начать?
Определить цели, найти опытных профессионалов с хард скиллами и сделать их частью команды.
Что дальше?
Сфокусировать все силы на CUSTOMER DEVELOPMENT (CustDev) пока не получите первую группу клиентов. Книга Синди Альварес - развитие клиентов.
CustDev - что это такое?
CustDev — это технология проверки гипотезы о проблеме у потенциальных клиентов нового продукта.
- Проверка вашей гипотезе о проблеме у потенциальных клиентов, для которых вы собираетесь делать продукт
- Создание первой клиентской базы, тех людей кто будет готов этот продукт у вас заказать.
Что будет если двигаться не по технологии CustDev?
Если вы этого не делаете, вы вкладываете деньги, создаете продукт. И только потом узнаете, что он некому не нужен.
В чём суть технологии CustDev?
А CustDev это технология, по которой вы либо улучшите вашу гипотезу, и найдете потенциальных клиентов либо не потеряете время.
Какие основные ошибки бывают в студенческом стартапе:
- Надежда в то, что получится "На шару"
- Занимаются чем угодно, а не Кастдевом
- Команду не расширяют, жадничают
- Верят, что для стартапа самое важное инвестиции и сделать полностью готовый продукт.
Все утверждения абсолютно не верны. На деле работает:
- Долгий и упорный труд по профессиональной технологии
- Кастдев важнее любого другой работы в стартапе.
- Сильная команда имеет больше шансов на успех, чем 2-3 бурундучка.
- Хороший стартап запускается без специальных инвестиций. При этом первые клиенты важнее, чем готовность продукта.
Основные риски студенческого стартапа:
- Студенчество проходит быстро, и проект бросается
- Денег не хватает даже чтобы нормально жить, приходится заниматься подработкой, а не стартапом
- Не понятно вообще, что делать, теории много, а что работает на практике неизвестно
Виды стартапов - стартап (Обыкновенный)
Что такое обычный стартап?
Это стартап, который запускают взрослые люди, которые уже умеют зарабатывать себе на жизнь.
Какие виды бывают у обыкновенных стартапов?
- Взрослый человек скопил денег, и он хочет реализовать идею и запустить свой бизнес.
- Работа в найме скучна и не даёт смысла в жизни.
- Хобби, которым занимался после работы, постепенно начинает приносить больший доход чем работа.
Какие особенности у обычного стартапа?
- Стиль исполнительской мотивации не подходит для директора стартапа
- Нужно формировать команду, а вокруг мало инициативных людей
- Вера в успех недостаточно крепкая
- Ресурсы быстро тратятся на продукт и рекламу, а клиентов не появляется.
С чего лучше всего начать?
Определить цели, найти тех людей кто умеет гореть идеей и готов рисковать с вами в долгую
Что дальше?
Сфокусировать все силы на CUSTOMER DEVELOPMENT (CustDev) пока не получите первую группу клиентов.
Книга Синди Альварес - развитие клиентов.
Какие основные ошибки бывают в обычном стартапе?
- Ресурсы тратятся на создание красивого продукта, и рекламу - а клиентов нет
- Всё делается наугад, профессиональные методологии не используются
- Резервов по инвестициям нет, или ещё хуже если берутся кредиты
Как преодолеть нехватку компетенций в стартапе:

Каких компетенций у вас не хватает?
Определите предварительную структуру ваших задач, и какие компетенции могут вам понадобиться.
Что делать если не понимаете какие будут задачи?
Опишите какие проблемы и препятствия у вас есть, и как называется специалисты, для решения этих проблем
Подобрать в команду опытных профессионалов. Вы им даете энергию, идею и мотивацию создавая что-то новое. В ответ вы получаете необходимые компетенции в нужной вам сфере.
Как подобрать опытных профессионалов? Где их искать?
- Конференции и форумы для специалистов определенной сферы
- Компании в определенной сфере, попробовать выйти на нужных специалистов внутри и подружиться.
- Самые сильные студенты из определенной сферы, начните преподавать
- Форумы и социальные сети
Что нужно обязательно делать, для запуска продукта?
- Прочитать 3 основные книги, и повторить их содержание на практике: «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup» Эрик Рис, "CustDev Как создать продукт, который купят" Синди Альварес, "СПИН продажи" Нил Рекхем.
- Гипотезы о проблемах клиентов. Вот пример, как делать гипотезу:
Запишите формулировку следующим образом:
Я считаю, что некоторые люди [какие?] в процессе [чего?] сталкиваются с проблемой [какой?].
Вот еще один вариант:
Я считаю, что некоторые люди [какие?] сталкиваются с такой-то проблемой [какой?] вследствие нехватки [чего?].
Что должна включать в себя гипотеза?
Гипотеза должна включать ответы на пять вопросов, на которых строится любое журналистское расследование: «Кто?», «Что?», «Сколько?», «Когда?» и «Почему?».
Люди, которые сталкиваются с гипотетической проблемой, – это потребители, с которыми вы будете беседовать.
А в чем заключается эта проблема («что?», «сколько?», «когда?»), вам предстоит выяснить.
Задача, в процессе решения, которой ваши клиенты сталкиваются с проблемой или препятствием («почему?»), – это то, что вам надо решить или устранить
3. А теперь составить несколько вопросов для интервью CustDev. Например:
«Скажите, когда вы в последний раз...»
«Если бы у вас была волшебная палочка, что бы вы сделали для решения проблемы?»
«Когда вы начали использовать [инструмент], какую выгоду вы хотели получить?»
4. А теперь вперёд, проводить много интервью CustDev. Цель номер 1 понять нужно ли вам уточнить гипотезу, либо признать, что такой продукт некому не будет нужен. Цель номер 2, если гипотеза подтверждается, сделать опрашиваемых вашими первыми клиентами.
Что делать нельзя, когда у тебя стартап, основные ошибки?
- Нельзя не собирать команду, а надеяться только на собственные силы.
- Нельзя не проводить КастДев.
- Нельзя вначале доделывать продукт, а только потом делать Кастдев.
- Нельзя брать кредиты и или инвестиции от инвесторов на стартап у которого не проведён кастдев
- Нельзя вкладываться в рекламу и продвижение, когда ещё не проведён CustDev
- Нельзя не прочитать книгу по CustDev
- Нельзя Годами заниматься исследованием или развитием продукта, а только потом искать потенциальных клиентов.
Автор: IT Продукт менеджер - Директор ДАР Тухватуллин Тэнгри