Как обуздать хаос, или Несколько советов по созданию структуры управления
Многие руководители компаний ошибочно полагают, что отсутствие выстроенной системы ценностного управления не влияет на работу компании. Поэтому ценностные бизнес-приоритеты, возможно, если и нужно обозначать, то в будущем. На самом деле даже при невнимании руководства к тому, что называется «принципы структуры управления», ценностное управление все равно существует — хаотично и бесконтрольно. Почти как в выражении, приписываемом Шарлю де Монталамберу, о том, что даже когда вы не заняты политикой, политика все равно занята вами. Только в нашем случае речь идет о вашем конкретном деле, вашем бизнесе, в котором ситуация с корпоративными ценностями пока еще развивается хаотично, под воздействием случайных событий или людей. Потому что ценности компании всегда управляют ею, независимо от того, разработаны ли там принципы структуры управления или нет.
На практике это выражается в том, что работники филиалов не видят конечной цели бизнеса, кроме получения прибыли — основной для владельца, для себя — в виде заработной платы и бонусов. Или же в разбалансированности действий отдельных подразделений компании. Или в непонимании ценностей друг друга — в общем, таких примеров каждый назовет много. Вы тоже замечали, что ваши подчиненные в одном отделе не знают, что делают коллеги из соседнего подразделения? При этом оба отдела уверены, что соседи вот уж точно не перерабатывают в отличие от них. А ваши менеджеры по продажам ведут войну с логистами? И складские работники терпеть не могут бухгалтерию?
Добавим еще сюда возможный конфликт продавцов с маркетологами — эти никак не решат, кто из них важнее… В общем, подобные стычки среди разных подразделений наверняка и вам знакомы. При этом всех сотрудников объединяет конец рабочего дня, когда весь офис устремляется к выходу. Есть такое дело? А ведь как хотелось бы, чтобы подчиненные, движимые единым порывом, сидели бы над проектом, не взирая на время, и работали на общее дело… Мечта руководителя.
Впрочем, не такая уж и невозможная. Есть ли способ объединить коллектив, сплотить его и привести управление ценностями компании к единому знаменателю? Есть, конечно. Для этого нужно разработать и внедрить истинные принципы структуры управления.
Немного теории о принципах структуры управления.
Наука о менеджменте выработала пять основных направлений, укладывающиеся в принципы ценностного управления. Назовем их так:
- соответствие бизнес-цели;
- согласование ценностей;
- создание единого управления персоналом, именуемого монолитом единомышленников;
- понимание интересов всех сторон бизнеса;
- проникновение и совершенствование как принципы структуры управления.
Рассмотрим пока пару первых, потому что остальные достаточно широки, чтобы выделить их в отдельную статью.
Как научить видеть цель в структуре ценностного управления?
Ценности должны соответствовать целям конкретного бизнеса. Представить себе цель работы продавца продуктового киоска вполне просто — больше продать, меньше получить возврата, больше заработать себе и владельцу. К сожалению, такое представление о конечной цели бизнеса только как о получении прибыли, сохраняется и у тех, кто является работником и даже топ-менеджером крупных компаний, с разветвленной сеть филиалов и представительств. Это неправильно с любой стороны. Потому что у компании, занятой разработкой и внедрением инновационных технологий, не может быть единая цель с компанией, занятой оказанием парикмахерских услуг. Поэтому в каждой компании должна быть собственная система корпоративных целей и ценностей, отличная от других и, кстати, не такая уж и однородная.
Под разнородностью имеется в виду то, например, что в холдинге, имеющем собственные принципы структуры управления, должна быть своя цель, а у компаний, входящих в этот холдинг, они могут быть собственными, совпадающими с их ценностными структурами.
Некоммерческие организации должны действовать в соответствии с теми целями, которые заявлены в их уставах, и потому иметь собственные ценностные структуры. То же касается любых организаций и учреждений, включая государственные.
Таким образом, определяя принципы структуры управления, нужно в первую очередь видеть цель бизнеса и стараться отразить их в структуре ценностного управления.
Создать иерархию ценностного управления
Система ценностей компании всегда иерархична. То есть у компании разработана единая высшая система ценностей, в которую входят системы отделов и подразделений. Работнику отдельного подразделения работается легко и понятно, когда на его уровне у него есть понятные ориентиры, что и как делается на уровне его отдела или подразделения. При этом он имеет представление о целях дела в целом, и это значит, что в компании хорошо проработаны общие принципы структуры управления. При их наличии будет исключен конфликт подразделений, так как ценности каждого явно согласованы, и бухгалтерия не вступит в противоречие с отделом продаж при наличии ценностного интерфейса — согласования ценностных приоритетов между собой.
Как это все увязать?
Теперь, когда вы знаете, каковы принципы структуры управления и даже готовы к согласованию ценностей, построению правильных иерархических связей между ценностными структурами подразделений, когда вы даже имеете представление о том, как важно согласовать их ценностные интерфейсы, остается самое главное — собрать все это воедино и попытаться внедрить.
Скажем сразу, даже эти три пункта того, что вкладывается в понятие «принципы структуры управления», довольно сложны в практическом применении и являются серьезной задачей. Она не решится сама собой, ее надо решать последовательно. Но решать надо. Для начала определиться самому руководству, а после увлечь идеей управления структурой своих подчиненных.
Но хорошо ли уже ориентируетесь в вопросе? Готовы ли говорить об этом с подчиненными? Разработана лично вами новая структура управления, которая действительно даст каждому члену коллектива полное представление о роли его и его подразделения в общей структуре предприятия? К таким переменам надо подготовиться не только документами, но и морально. Вы уверены, что сможете подготовить людей к неясному пока для них делу — осмыслить новое в управленческой структуре?
Можно воспользоваться готовыми рекомендациями и бизнес-тренингами на данную тему — их немало, ведь такая проблема возникала у всех без исключения, и многим удавалось ее успешно решить. Если вас заинтересовали принципы структуры управления и вы хотите превратить хаос внутри компании в управляемый продуктивный порядок, то можете воспользоваться опытом тех, кто уже проходил этим маршрутом. Позвоните по телефону 524-73-75, и мы расскажем, как это делается, и обязательно поможем.
Читайте также:
Как выработать стратегию бизнес-продаж?