Как внедрить ценностное управление в три этапа?
Этап 1: МКТЛ
Однажды вы решаете проверить, как соблюдается в вашей компании единый принцип корпоративных ценностей. Ну, скажем, правило общего приветствия. Или присутствия ВСЕХ сотрудников на рабочем месте ровно в начале рабочего дня. Или все ли работники встречают посетителя улыбкой. Вы делаете «контрольный замер» улыбок, приветствий по телефону и прочих ценностей, которые, как вам кажется, очевидны для вашего предприятия. И что? Оказывается, им всем словно закон не писан…
Самое интересное, что закон этот и впрямь не прописан в вашем офисе, хотя вам и кажется все перечисленное выше нормальным и естественным для всех сотрудников. А вот они так не считают. Потому что письменного регламента (порядка, ценностей компании) нет, а в отсутствии таковых каждый руководствуется принципом МКТЛ («Мне кажется, так лучше»). Так ли это в вашей компании? Если да, то вы находитесь пока на первой ступени пути к ценностному управлению, а значит, до кутового бищнеса вашей компании пока очень далеко. Уверены ли в полной предсказуемости своих подчиненных? В том, что их понятия совпадают с вашими? И если нет, то как с этим бороться? Что такое реальное управление деятельностью предприятия и как его добиться?
Что такое управление деятельностью предприятия?
Управление деятельностью предприятия — вещь вроде и простая, но и не столь простая, как кажется на первый взгляд, если, конечно, под ним понимать внедрение ценностного управления в его классическом исполнении. И те владельцы бизнеса и руководители предприятий, кто взялся за это нелегкое преобразование, уверяют — труд это долгий, порой каторжный. Тем не менее те, кто прошел этот путь, выигрывают многое.
Исследователи уверяют: в некоторых даже крупных российских компаниях уровень МКТЛ очень весом, а в средних и мелких так и вовсе доминирует. Это означает, что сотрудники такой компании работают в собственной системе ценностей, по собственному житейскому опыту. Такое управление деятельностью предприятия досталось компаниям как рудимент их происхождения — как остаток того устройства управления, когда бизнес был мал, строился на добрых взаимоотношениях совладельцев-единомышленников, а такие вещи, как ценностное управление и вообще регулярное управление деятельностью предприятия воспринимался как излишний формализм. Но вот бизнес вырос, пришла куча новых неизвестных работников, совладельцы поменялись, а управление деятельностью предприятия осталось прежним, как в «золотое время» первоначального накопления. Самодеятельность компании приводит к тому, что больше половины всех решений принимаются так, как сотрудникам предписывает их МКТЛ.
Этап 2: Почему не работают запреты?
Возможно. Ваш бизнес находится уже на второй ступени к ценностному управлению — это этап прописывания первых регламентов. Как правило, отрывочных и писанных по ситуации, чтобы сделать бизнес хоть чуть более предсказуемым. Отрывочные правила, устные команды и распоряжения — исследования показывают, что треть всех решений, которые принимаются в компании, основаны на устных договоренностях и запретах.
При этом все попытки привести управление деятельностью предприятием натыкаются на сопротивление работников, которые против запретов, которые не совпадают сих пониманием ценностей. Потому что все меры, направленные руководством на то, чтобы управление деятельностью предприятием было реальным и эффективным, связаны с ужесточением правил и регламентов, а не с приобщением сотрудников к корпоративным ценностям.
У вас наблюдается что-то подобное в офисе? Вы замечаете, что в компании нет единых стандартов, а новый приказ об ужесточении не дает ничего, кроме непонимания подчиненных? Значит, вы находитесь уже на следующем этапе создания ценностного управления. Но вы хотите установить понятные правила и сделать управление деятельностью компании более прозрачной и понятной для каждого — от топ-менеджера до синего воротничка? При этом вы не знаете, с чего начать, и как уйти от привычки штопать лоскутное одеяло проблем новыми указами и распоряжениями?
Чтобы помочь вам разобраться с системой ценностного управления, корпоративными ценностями, мы готовы предложить вам консультации и семинары. Специалисты помогут не только теоретически и информационно, но и при необходимости подскажут конкретные пути решения проблемы в конкретно вашей компании.
Продолжение: Как сделать процесс управления предприятием работающей системой?
Читайте также:
Разработка бизнес-процесса: не сложнее, чем приготовить яичницу