Улучшение предприятия
Японская система непрерывной заботы о качестве строится на постоянном улучшении бизнес-процессов. Однако непрерывно она способна работать и давать эффект, похоже, только у японцев, ибо требует постоянного улучшения деятельности всех сотрудников. В остальных же случаях система все равно рано или поздно прекращает давать нужную результативность, а потому только лишь качественные характеристики в рамках процесса «улучшение предприятия» в какой-то момент становится улучшать невозможно. И тогда появляется реинжиниринг — улучшение предприятия происходит одним резким скачком, быстро и супер-результативно. Так что же происходит в этот момент?
Не поступательное, а кардинальное улучшение предприятия!
Наверное, вы уже знаете про этот метод, ведь он — наш современник. Его придумали совсем недавно — в 90-х годах, когда жизненные обстоятельства вынуждали быстро принимать решения и молниеносно реагировать, как сейчас принято говорить, на вызовы времени. Метод быстро получил распространение — в немалой степени благодаря возросшим возможностям информационных технологий. Суть методики — в резком возрастании эффективности и улучшение предприятия скорым образом. То есть после привычного поступательного развития преобразований, которые происходят понемногу, но ежедневно, в компании предлагается провести изменения кардинально и быстро.
Как это работает?
Если вы мысленно составите таблицу сравнения двух методик улучшения предприятия, то с одной, «старой» стороны будет длительность преобразования, а с другой, новой методики, — скорость изменений. С одной стороны изменения идут каждодневно и касаются всех отделов, всех подразделений. А в другой колонке изменения касаются только направления сверху вниз — через специально создаваемые для этой задачи команды.
Как происходит улучшение предприятия реинжинирингом поэтапно?
Любое прорывное преобразование нуждается в подготовке. Допустим, вы запланировали что-то изменить в организации труда в вашей компании и сократить при этом расходы на производство в этом участке. Как только вы представили проблему, у вас должна явиться хотя бы примерная канва действий, как ее устранить. А иначе и реинжиниринг никакой не получится. Потому как любой преобразовательный проект, улучшение предприятия нуждается в планировании. Даже когда речь идет о быстром решении.
Итак, в любом случае вы делаете следующие шаги:
- Анализируете проблему — это называется анализ бизнес-процессов на предприятии;
- Делаете проработку радикально нового, совершенно отличного от прежнего способа решения проблемы — правильно это назвать созданием нового образца бизнес-процессов;
- Внедрение новых бизнес-процессов в работу предприятия или его подразделения, отдела.
Как это выглядит на успешных примерах
В практическом применении все это выглядит порой гораздо проще, чем в теории. Главное — найти и, нащупать слабое место. А еще важнее придумать совершенно нестандартный ход, прорывное решение, которое очень быстро и, главное, максимально результативно сделает улучшение предприятия до качественного изменения работы хотя бы одного из его отделов. Вот пара примеров.
Счастливая история первая: «лишние бумаги Форда».
Эта история поучительна, так как доказывает, что в большом деле нет мелочей, но каждая мелочь, принося вред каждодневно, способна разорить даже магната. Итак, гениальность Форда проявилась однажды и в том, что он присмотрелся к тому, как работают его низовые клерки, которые оформляют бумаги по закупке товара. Ford Motor имел большие накладные расходы, и они были связаны с работой отдела оплаты счетов. Клерки вязли в бумаги, сначала формируя заявки на заказ товара, потом отправляя копии заявок в отдел платежей, а после получения товара отчитывались в получении, готовили отчетные документы с описанием товара, и вновь направляли в отдел оплаты. Плюс еще на тот товар нужно было оформлять накладные. В итоге бумаги росли, клерки сидели над ними днями, проводя каждый раз по три документа — заявку, получение и накладная. Пари этом постоянно требовалось то найти несостыковки, то оценить и решить проблему несоответствия документов.
Сделали все быстро и просто: реинжиниринг коснулся только этого отдела и вылился в то, что накладные из этой цепи убрали. алгоритм действий был упрощен и выглядел так:
- Отдел заказов шлет заявку на товар и копирует ее в банк данных;
- Реализатор приобретает товар и отправляет его в отдел получения;
- Клерк проверяет по компьютеру соответствие полученной продукции заявленным требованиям и той заявке, что сохранена в базе данных;
- Если все в порядке, работник принимает товар, подтверждая это на компьютере. Автоматически эта запись вносится и в базу данных. Кассир, сам автоматом направляет чек о произведенной оплате счета.
Итог: введение такой вроде бы малости дало реальное улучшение предприятия, которое фактически выразилось в высвобождении 375 сотрудников.
Счастливая история вторая: «Кодак» и его компьютеризация
Kodak — компания технологичная, применяет все современные методы проектирования продукции. Вот этого раздела и коснулся реинжиниринг. Суть нововведения была в том, чтобы часть технологических процессов проводить с параллельным подходом, а часть — последовательным. Это должно ускорить производство новой продукции, и для реализации задуманного на Кодаке закупили новую компьютерную систему — на позволяет делать разработки изделий прямо на экране. Бумажных чертежей не требуется, а это экономит время.
Параллельно были обновлены базы данных интегрированного типа, и проектирование перешло на параллельный способ проектирования в отдельных частях. Все команды работали параллельно, сведения о работе структкр собирались на компьютере в базе данных. Итогом стало значительное сокращение рабочего времени и оптимизация всех проектных работ. Как следствие, улучшение предприятия в целом.
В качестве заключения про улучшение предприятия.
Все гениальное просто. Но то, что придумал Форд или реализовали на Кодаке, — не такое легкое дело, как может показаться снаружи. Тут нужен гений Форда или энергия коллективной инженерной мысли на Кодаке. Поэтому проведение реинжиниринга и улучшение предприятия таким быстрым и эффективным получается не всегда. В жизни гениальные идеи рождаются не так часто, как хотелось бы, и уж точно не по приказу директора компании.
Зато есть профессионалы, которые имеют достаточный опыт в анализе ситуации на предприятии, в формулировании проблемы и поиске решения. Ведь любое нестандартное решение должно опираться на точную выверенную диагностику проблемы, о чем мы и писали выше.
У вас есть слабое звено в компании? Вы хотите провести улучшение предприятия, но не знаете, с чего начать? Вы видите неэффективность работы подразделений, но не знаете, что с этим делать? Наши специалисты помогут разобраться в сути проблем и сделать анализ. А потом, возможно вместе с вами мы придумаем самое лучшее, свежее и эффективное решение — это будет ваш реинжиниринг.
Читайте также:
Как внедрить ценностное управление в три этапа?
Регулярный менеджмент - третий этап внедрения ценностного управления.
На пути к культу корпоративных ценностей
Последние новости: Первый управленческий РУПОР-турнир "Преддверие войны".