Принцип учета интересов пяти сторон в системе ценностей компании
Ценностное управление невозможно без учета всех заинтересованных сторон. И хотя эти интересы не равнозначны и иерархичны, не учитывать их невозможно — в этом случае вы не только не продвинетесь на пути к созданию культовой компании, но и просто можете ее потерять. К сожалению, российские бизнесмены пока только приходят к осознанию этого правила.
«Моя компания — мои интересы» — это мнение многих руководителей российских компаний, которые прописали этот порядок в своих стратегиях. Ну разве что добавив в число заинтересованных сторон еще своих топ-менеджеров. Что такое учет интересов других сторон, там не знают.
К такому выводу пришли исследователи, проанализировавшие стратегии ряда отечественных компаний. То есть в системе их ценностей не нашлось места никаким иным интересам, кроме собственнических и акционерных. Возможно, и вы в числе тех, кто считает, что удовлетворение интересов собственников и есть единственная цель компании? Наверное, вы считаете такое положение вещей нормальным и лишенным всякой опасности? И думаете, что подчиненные разделяют ваше мнение о том, что кто вкладывает деньги, тот их и получает? Но знаете ли вы, что на исполнение принятой стратегии влияют решающим образом и другие — клиенты, потребители, персонал, наконец. Может ли бизнес быть успешным, если игнорируются иные интересы? И как достичь социального компромисса меж различными группами людей? Этому способствует учет интересов всех сторон, который должен присутствовать в корпоративной системе ценностей. Для этого существует так называемый принцип учета интересов пяти сторон.
Как поступают лучшие?
Между тем, проанализировав практику самых успешных бизнесов, исследователи пришли к парадоксальному выводу: чем лучше производится учет интересов всех сторон, тем лучше их заинтересованность в результатах компании. Это имеет решающее значение для успешности всего бизнеса. И напротив — если стратегия намеренно не учитывает никого, кроме владельца и топ-менеджеров, то все «неучтенные» борются за свои интересы, не вовлекаясь никакими уговорами в борьбу за конкурентопреимущественность компании. Умные владельцы привлекают заинтересованность сторон и делают эти стороны такими же ответственными за развитие бизнеса.
А вам это надо?
Наверняка в этот момент вы задаете себе именно этот вопрос. Зачем нужно проводить учет интересов кого-либо еще, если все предпринимательские усилия должны направляться на получение прибыли и роста благосостояния того, кто вложил средства в этот бизнес? Не эта ли идея должна наполнять собой ценности компании?
На самом деле, эта упрощенная модель прекрасно работает без всяких придумок типа «учет интересов», если вы владелец семейного крохотного дела, без наемных работников и сами выполняете всю работу. Но и в этот простой труд все равно смешивается еще одна сторона — это государство, олицетворяющее собой общество. Оно требует оплаты налогов, охраны окружающей среды и пр. Таким образом, появляется еще одна сторона, которую нельзя не учесть. А если у вас не семейное кафе, а иной бизнес, то выявляются и прочие стороны со своими интересами.
Как сделать первый шаг на пути к учету интересов?
Вы все же решили заняться балансом интересов? Тогда первый шаг на этом правильном пути — выбор заинтересованных сторон.
Ценностное управление предусматривает учет интересов сторон, предполагая такую систему корпоративных ценностей, которая иерархично располагает интересы пяти сторон в принятой системе:
- учет интересов собственников (владельца и акционеров) — с этими интересами все понятно. Стоит все же добавить, что в иерархии ценностей они имеют доминирующее положение хотя бы потому, что ни один инвестор не станет вкладывать свои кровные, не убедившись в том, что его интересы ставятся превыше всех прочих. И это правильно с точки зрения эффективности всего бизнеса — выплаты инвесторам производятся не ранее всех прочих выплат. Потому компания будет стараться быть хорошей для всех прочих сторон ради того, чтобы стать хорошей для акционеров;
- учет интересов потребителей (сюда входят клиенты, пользователи, покупатели);
- учет интересов поставщиков — сюда входят любые партнеры по бизнесу, которые тоже должны быть учтены в балансе интересов, без которого невозможно построить долгосрочные отношения. Это вопрос вашей репутации, особенно в отношениях с периферийными поставщиками. Кроме того, даже отпускные цены для вас могут существенно зависеть от того, как ощущает свое место в системе ваших ценностей ваш поставщик;
- учет интересов сотрудников — только не вздумайте ограничиться написанием лозунга «Наша высшая ценность — наш персонал». Это не убедит сотрудников и будет неправдой — никогда работники (менеджеры разных уровней, инженеры, рабочие и пр.) не станут доминирующей ценностью. А команда всегда будут важнее, нежели один человек;
- учет интересов общества — ваше соблюдение законов, социальная ответственность есть соблюдение интересов общества и государства, и эти ценности замыкают иерархию всех пяти, которые входят в ваш учет корпоративных ценностей. Иначе как вы будете работать на высоком уровне, игнорируя интересы государства?
Что дальше?
Наверное, вы решили, что пора всерьез заняться реализацией ценностного управления и перечисленных интересов вам вполне достаточно для ревизии собственной стратегии? И, вероятно, думаете, что перечень этот исчерпывающий и применим для любой компании? На самом же деле это самый примерный ориентир, а установка всех заинтересованных сторон является непростой и даже профессиональной задачей, с которой многие не справляются самостоятельно. Вам нужна помощь, чтобы провести учет интересов? Вы нашли столько много заинтересованных сторон, что не знаете, что с ними делать и нужно ли вообще удовлетворять интересы всех? А если вы намерены вычеркнуть кого-то из списка, то как это сделать с минимальными рисками и последствиями?
Учет интересов как часть ценностного управления, все, что с ним связано, включая баланс интересов и стратегических целей, мы готовы проработать вместе с вами. Если вам это нужно, звоните по телефону 524-73-75. Сбалансируем вместе.
Читайте также: