Это сладкое слово «единомышленник»…
Нет такого руководителя, который не мечтает о лояльности подчиненных — полной, без страха и упрека. При этом некоторые бросают на решение этой задачи разные ресурсы, в том числе материальные. Большинство же пытается обойти этот тонкий вопрос с повышением заработных плат, справедливо полагая, что не деньгами одними взращивается лояльность. И это правильно. Ведь в основу принципов ценностного управления входит, в том числе, и такое понятие, как сплочение коллектива. А оно невозможно без применения еще одного принципа — принципа формирования монолита единомышленников. Сплочение коллектива, а значит, формирование высшей лояльности каждого его члена интересам и ценностям компании, есть основа специфической организационной структуры, которую в теории менеджмента принято называть «Монолитом единомышленников».
Но если вы в построении структуры управления собственным бизнесом дошли до такого вопроса, как сплочение коллектива, то уверены ли, что знаете, как это делается? Сплоченный коллектив — вещь очень полезная для сохранения стабильности в вопросах кадровой обеспеченности, а также в самых серьезных вопросах экономики бизнеса. Но знаете ли вы, с чего начать? Готовы ли сами не просто создать этот свод правил, но и первым соответствовать им? Есть ли в вашем арсенале иные способы мотивации, нежели кнут и пряник? Наконец, вы уверены, что ваш дружный коллектив не сплотится против вас? На самом деле это не просто вопросы, а печальные примеры тех, кто не оценил своих сил при переходе к организации по принципу «Монолит единомышленников».
Не уверен — не начинай!
Это первое, что стоит сказать руководителю, затеявшему на предприятии устройство системы корпоративных ценностей. Если вы не готовы не просто инициировать преобразования, но стать их воплотителем и идейным лидером, то и начинать не стоит. Формальное следование директора новым правилам расхолодит пыл подчиненных, а уж если расписать правила игры и создание «монолита единомышленников» вы доверили другим лицам, то ждите: созданная по их правилам монолитная структура в конечном итоге выдавит и вас. Потому что монолит единороден и не терпит пустот и инородных элементов.
На практике это может выглядеть так. Руководитель доверил проводить преобразования топ-менеджерам, а за собой оставил фактически только право подписи. Не сильно вникая, наблюдал, как дела, пущенные им на самотек, вроде бы идут, а жизнь в офисе крутится. Однако вместо реальных результатов работы он от приближенных получал одни только обещании: мол, вот-вот все наладится… Итог: компания закрылась, директор стал не у дел, зато у его эффективных топ-менеджеров вдруг появилось по собственному бизнесу, открытому благодаря невесть откуда взявшемуся стартовому капиталу. Поэтому хотите реально сделать лучше для дела и для себя — с себя и начинайте, участвуйте не на словах, а на деле в том, что именуется сплочение коллектива.
Правильно мотивируйте!
«Монолит единомышленников» — как раз тот случай, когда работает не метод «кнута и пряника», а совсем иные мотиваторы. Сплочение коллектива здесь начинается с разделения ценностей, оно цементирует лояльность высшего уровня. Не страх наказания, не вознаграждение за труд заставляют работать с полной отдачей, а то, что «у нас так принято». Это высшее достижение руководства компании и лучшее сплочение коллектива. Важно только не использовать его как способ сокращать заработную плату подчиненным.
Бойтесь «варягов», в дело входящих!
Незрелые в плане корпоративного управления руководители вместо того, чтобы работать по внедрению корпоративных ценностей, порой идут на увольнение высококвалифицированных работников, которые не разделяют корпоративных ценностей. Лояльный сотрудник им угоднее, хоть и не дотягивает в профессиональном плане.
Нередко на руководящие посты приглашаются люди со стороны, которые. Получая карт-бланш, демонстрируют свое главенство, не вникая в суть вопросов. Итог: люди считают себя частью эксперимента, на который их бросили, сопротивляются. Какое уж тут сплочение коллектива! Их увольняют, а затем увольняют и «варяга». Если только владелец успевает не остаться без бизнеса.
В чем причина, спросите вы? В «варяге»? Скорее, в том, что руководить пассивно наблюдал за происходящим, не вступил в ту реорганизацию, которую сам и затеял.
Сплочение коллектива — признаки команды
А теперь самое интересное: как реально сплотить коллектив? Новое понимание команды в бизнесе дает представление и о том, что формирует эту команду:
- общая цель — люди могут различаться как личности и как работники, но иметь должны единую корпоративную цель;
- способы ее достижения, которые разделяют все — чтобы не вышло, как в басне, где «лебедь, рак и щука взялись с поклажей воз вести…»;
- лидер — формально это руководитель, неформально — сами ценности компании, без которых невозможно сплочение коллектива;
- границы «вот мы, а вот — они» — работает очень эффективно и используется на всяких тренингах по формированию командного духа;
- общий враг — с точки зрения психологов-гуманистов, вещь критикуемая. Но то, что она реально работает, доказывают самые простые жизненные примеры. Например, единство класса в спортивных состязаниях с параллельным классом.
Сплочение коллектива, как вы теперь понимаете, дело не такое простое, как казалось вначале. Вы уже по-другому готовы смотреть на лояльность подчиненных? Вы даже изучили инструменты для создания «монолита единомышленников»? Но, как говорится, гладко было на бумаге… В жизни как люди, так и группы стремятся к обособлению, к границам, которые вам предстоит разрушить, объединив их новой общностью, именуемой корпоративными ценностями. Именно они вызывают реальное сплочение коллектива, формируют команду. Но как быть, если пока не удается осилить эту многоступенчатую задачу? Что делать, если не получается добиться иной лояльности, кроме как материальным стимулированием или нагоняями? Нужно ли учиться на своих ошибках, набираясь опыта, или, исходя из реального положения дел, все же спросить совета у профессионала? Для начала, например, воспользоваться тренингами, в том числе и в вопросах командного образования. А затем выйти и на уровень, который именуется «сплочение коллектива». Его нужно вести только с учетом ценностей компании, но почему не с помощью готовых наработок и полезного опыта? В общем, если что-то не получается самостоятельно, звоните по телефону 524-73-75, и мы подскажем, как по-настоящему грамотно провести сплочение коллектива.
Читайте также:
Автоматизация бизнес-процессов
Примеры бизнес-процессов на предприятии