Рыночная конкуренция
Если конкуренты наступают на пятки, надо что-то срочно менять в компании. Если руководитель думает иначе, или он не думает об этом вовсе, или у него не хватает знаний на то, чтобы придумать изменения, то, возможно, менять что-то скоро станет поздно. К чему мы это? Да к тому, что рыночная конкуренция заставляет постоянно искать способы движения, причем двигаться должен в первую очередь сам руководитель. Если вам интересно узнать, какую роль, как руководитель, вы реально исполняете в развитии вашего бизнеса и как эта роль должна проявляться на самом деле в условиях ужесточения конкурентной среды, советуем вам прочитать эту статью до конца. Ведь, как мы уже писали в предыдущих статьях, большинству руководителей даже крупных и успешных компаний почему-то свойственно преувеличивать размер собственной управленческой компетенции. Далее мы расскажем о важности управленческой квалификации руководителя и, кто знает, может, подтолкнем вас к нужным и решительным шагам по этому пути.
О тонкостях понятия «рыночная конкуренция»
Что такое рыночная конкуренция и при чем тут компетенция руководителя? На первый вопрос наверняка ответит каждый — это среда, когда один и тот же товар предлагают разные производители. Ну, или примерно так. А как связана компетенция главного управленца с работой в рыночной конкуренции, видимо, быстрого ответа вы не найдете. Давайте разбираться.
Во-первых, рыночная конкуренция — это состязание равных. Когда одна компания, выпускающая хороший и недорогой продукт, отбирает долю рынка и компании, выпускающей некачественный и дорогой товар, то какая тут конкуренция? Это, скорее, нормальная ситуация, которую можно назвать ликвидацией недоразумения.
Реальная же рыночная конкуренция появляется тогда, когда в схватке участвуют примерно равные компании, с примерно похожими материальными активами И вот у таких компаний исход противостояния и зависит от того, насколько большая управленческая компетентность у руководителя.
Как профессионализм управленца влияет на создание конкурентоспособного продукта? Самым прямым образом. В профессиональной компании корпоративное управление помогает превращать материальные ценности в услуги и товары (или материальные ценности). А результат достигается сознательным применением руководителем набора «инструментов», необходимого для управления предприятием, о чем мы говорили ранее. Рыночная конкуренция предполагает, что эти инструменты должны применяться не сами по себе, а быть частью общей стратегии управления.
Рыночная конкуренция и стратегия
Чтобы одержать победу в конкурентной борьбе, требуется стратегия победы — некоторые меры и действия, которые компания должна предпринять. Действия должны быть последовательными, взаимоувязанными, многогранными. Нередко свою стратегию руководитель, как, возможно, и вы, вынашивает в своей голове. Но даже если ваша голова действительно гениальна, с точки зрения управления такая стратегия не может быть эффективной по определению. Потому что это хаос. Без структурирования и письменного изложения такое представление о развитии бизнеса в будущем ничего не стоит. Ведь самая малая стратегия — это все же целый труд, который изложен не менее чем на пяти десятках листов. Поэтому для того, чтобы рыночная конкуренция вас не проглотила, постарайтесь все же наконец письменно и структурировано изложить все гениальные мысли вашей головы в более-менее понятный документ. И сами удивитесь тем преимуществам, которые получит ваша компания:
- Вы сможете системно анализировать ситуацию;
- Персонал включится в большей степени;
- План развития получит финансовую обоснованность;
- Конкурентное преимущество станет действительно реальным.
Так должно быть, и рыночная конкуренция подталкивает именно к таким действиям. В реальности же руководство свои гениальные замыслы носит в себе, действия сотрудников никак с ними не связаны, каждый работает так, как понимает свою задачу. Вполне возможно, что и без особого результата.
В чем проблема?
Почему же при всех положительных перспективах введения стратегии управления она никак не приживается в компаниях? В чем трудность запуска этого, казалось бы, очевидного процесса? Их на самом деле несколько, перечислим основные:
- Стереотип взаимоотношений и боязнь руководства подорвать свою политику при принятии решения;
- Персонал любого уровня с удовольствием обсуждает возможность разрушения нынешних взаимоотношений с властью, но при этом не желает реально заниматься решением тех проблем, которые выдвигает рыночная конкуренция и конкурентная среда;
- Стратегия всегда означает, что от вас и персонала требуется приложить новые усилия для бизнес-развития, оставить такую приятную «зону комфорта», это означает противоречия старых видов деятельности и новых направлений. Между тем, в большинстве компаний нет никакой привычки и традиции мыслить стратегически. Да и не хочется;
- Большинство компаний не имеет и не особо озабочено желанием иметь структурированную информацию о бизнес-среде, чтобы эффективно заниматься стратегическим планированием. То есть руководители в принципе понимают эту необходимость, как она важна и как ее требует рыночная конкуренция. Но кто бы этим занялся…
Хотя заниматься надо, и делать это с умом. Потому что стратегия — это такая вещь, которая при правильном применении может служить мощным орудием, позволяющим современной компании выдерживать условия рыночной конкуренции, но внедрение ошибочной стратегии может стоит недешево, причем как в переносном, так и с самом прямом смыслах. Хотя, надо признать, что для персонала она ничего не дает, и он относится к стратегическому инструменту с прохладцей. И это тоже одна из трудностей внедрения.
В качестве заключения
Рыночная конкуренция — вещь не всегда справедливая, да она и обязана быть таковой. Рынку ведь свершено без разницы, насколько вы , как руководитель, заняты своим делом, сколь много у вас хлопот и ответственности. А потому рыночная конкуренция просто однажды поставит вас перед необходимостью быть более компетентным, более квалифицированным руководителем, чтобы компания развивалась успешно и дальше. А значит, нужно постоянно заниматься повышением собственной компетенции, управленческой квалификации, как это давно делают на Западе — там руководство компаний учатся всю жизнь, и не потому, что так принято в их среде, а потому, что иного выхода не дано.
Сегодня вы наверняка уже ощущаете давление конкурентов и думаете о том, как справиться с новыми вызовами времени и того, что называется «рыночная конкуренция». Сумеете ли вы приспособиться к новым условиям? Сумеете ли повернуть парус своего дела и использовать ветер перемен попутно своему бизнесу? Быть может, не стоит уповать на великое русское «авось» и заранее начать внедрять необходимые инструменты? Если вам нужна помощь, то мы готовы помочь. Вместе подумаем о том, как выжить бизнесу в конкурентных условиях. Звоните 524-73-75!
Читайте также:
Когда необходимо управление бизнес-процессами организации.