Закрыть

Легенда "последствия успеха", глава 1

Легенда «Последствия успеха»

«Войско, обреченное на поражение, исчисляет рубли копейками»

Глава 1.

Предисловие.

Максим Максимович Исаев по кличке Штирлиц – вполне успешный, состоявшийся бизнесмен, владеет сетью некрупных магазинчиков, некоторым объемом недвижимости, но самое главное – его Екатеринбургский холдинг «Технороботикс» по производству средств автоматизации производства, вентиляции, безопасности и аварийного контроля. Но не всегда всё было так, как сейчас.

Урок первый: Всё решают связи.

В недалёких 90-х возникла ситуация, когда, благодаря хитрости и предприимчивости, можно было сделать состояние, превратив социалистическую собственность в частную. Максим Максимович – из тех, кто понял, что настало время, когда можно крупно обогатиться за счёт хаоса и разрухи. Ему было тяжело пробиваться – вокруг коррупция, криминал, обман, давление и противостояние. Первая же полученная им прибыль пошла в дело. Используя связи, один за другим он стал скупать права на объекты, впоследствии ставшие источниками его стабильного дохода.  Умение правильно использовать связи оказало ему хорошую услугу – из 90-х он вышел не просто живым и здоровым, но и с результатами своего «труда» - недвижимостью, бизнесами и холдингом.

Урок второй: Никому нельзя верить

В нулевых, когда весь бизнес из 90-х либо стремительно трансформировался, либо исчезал, Максим Максимович старался удержаться на плаву. Он набрал для функционирования холдинга новую команду управленцев, инженеров, программистов и штат рабочих. Однако через несколько лет этот шаг обернулся для него серьезной потерей – Нанятый им технический директор поднял бунт, в результате которого он, уйдя из компании, увел половину персонала, а равно и заказчиков, обслуживаемых ей.
Несколько лет подряд компания боролась за свое существование, разгребая последствия бунта и прошедших один за другим экономических кризисов. Жизненный опыт научил Максима Максимовича никому не верить. Он стал с презрением относиться к тем, кто верит, что «кадры решают всё». Он считает, что всё решают связи.

Урок третий: Побеждает жаднейший

Важным фактором, послужившим на благо холдинга, стала скрупулёзно-маниакальная тяга Максима Максимовича к снижению издержек, благодаря которой себестоимость производимых холдингом продуктов за годы работы снизилась настолько, что стала основным конкурентным преимуществом на растущем рынке.

Урок четвертый: Человеческий капитал – самый ненадёжный капитал
В период борьбы за выживание, холдинг был вынужден набирать и обучать огромный поток специалистов. Благодаря «замечательным» условиям труда большинство специалистов, получив первый опыт и какие-то деньги, уходили из компании: кто к конкурентам – кто в свободное плавание. Максим Максимович понял, что тратить деньги на постоянное обучение стажеров, которые всё равно в итоге уходят – нерационально. Холдинг перестал «кормить конкурентов», закрыв стажировки.

Сейчас же в холдинге действует особая кадровая политика, полностью управляемая Максимом Максимовичем.
Здесь нет отдельных дворников, нет обособленного отдела HR. Когда кто-то увольняется, ему не особо ищут замену – вместо этого, обязанности ушедшего перераспределяются на сотрудников оставшихся. Сотрудники находятся в состоянии перманентного перегруза и то и дело выборочно не выполняют часть функций, доставшихся им «в наследство». Ценные кадры время от времени уходят, создавая новые организационные дырки в холдинге.

Глава 1: Описание ситуации

Уроки, приобретенные Максимом Максимовичем в начале пути, и помогавшие ему сохранить компанию, с течением времени всё сильнее и сильнее ограничивают рост компании. Полученное конкурентное преимущество низкой себестоимости, приведшее к росту продаж, разбивается об недостаток квалифицированных, да и просто кадров, которые могли бы обработать возросший поток. Ситуация усугубляется тем, что созданные внутри компании запреты ведут к усиленной борьбе подразделений за ограниченные ресурсы компании.

Роли и интересы:

Максим Максимович – Собственник и директор Холдинга. Наученный горьким опытом, ни в коем случае не собирается снова зависеть от «кучки бездельников», поэтому контролирует, чтобы ни в коем случае отделы не набирали себе в штат «лишних» сотрудников. С его точки зрения, все эти люди – потенциальный риск и дополнительные затраты.

Володя – Руководитель сервисной службы. Молодой, амбициозный руководитель. Старается развивать компанию и исполнять стратегию компании. При попытках вводить какие-либо изменения постоянно сталкивается с запретами и ограничениями свыше. Видит потенциал захвата большей доли рынка компании, но уже разбил весь лоб об стеклянные стены и потолки, существующие в холдинге.

Олег – Ведущий специалист сервисной службы. Дослужился до своей должности честным трудом, начиная со стажёра. Переживает, что с его компетенциями в других компаниях платят чуть ли не в два раза больше, а полощут – в два раза меньше.

Эльбор Тагирович – Главный Инженер. В силу нехватки трудовых ресурсов и превосходящего мощности потока заявок, находится в перегрузе и контролирует, чтобы его подчинённых не нагружали чем-то, что не связано с задачами инженерного и производственного отделов.

Ситуация 1: Руководитель сервисной службы и Ведущий специалист сервисной службы.

У Олега, который 4-й год честно и много работает в «Технороботикс», семейное горе: у жены было диагностировано серьёзное и опасное заболевание (по моральным соображениям не будет названо), требующее дорогостоящего лечения и пребывания в больнице. Олег пришел к своему руководителю с просьбой – повысить ему зарплату хотя бы до уровня его коллег, работающих на конкурентных, иначе ему придется уволиться, чтобы зарабатывать больше. Деньги ему нужны как никогда.
Володя ошарашен новостью, однако перед ним стоит запрет даже стажёров набирать, не то, чтобы поднимать зарплаты, тем более почти вдвое. Однако, в отделе из 2-х человек – Его и Олега, больше некому выполнять задачи, которые закрывал Олег. И если он уйдёт, то компания начнёт нести потери в виде разочарованных клиентов, которые не могут своевременно получить сервисную поддержку. 

Ситуация 2: Руководитель сервисной службы и Главный Инженер

В сервисной службе «пожар» - клиенты, которые полгода назад приобрели оборудование один за другим начали обращаться – то с поломкой, то с нестабильностью работы, то с вопросами по перенастройке. Володя, управляющий службой, понимает, что своими силами ничего сделать не получится, и он принимает решение потребовать 3-4 инженера наладки из-под управления Эльбора Тагировича. Эльбор Тагирович, находясь в состоянии неуспевания последний год, вежливо посылает Володю на х#й с его просьбой. В производстве сейчас каждый человек на вес золота, и отдавать сейчас 3 (!) специалиста на неопределенное время… «Меня и так полоскают за отставание производства, а тут еще этим сервисникам помогать» - думает Главный Инженер.

Ситуация 3: Руководитель сервисной службы и Собственник

Дела компании, с одной стороны, идут хорошо – по сравнению с прошлым годом продажи выросли почти в 2 раза – 250 миллионов оборота против 125. С другой стороны – компания бедствует – производство не справляется с заявками, сервисная служба не справляется с запросами. Володя пришел отчитываться перед Максимом Максимовичем за прошедший месяц, однако начал не с перечисления достигнутых/недостигнутых показателей, а с того, что начал объяснять, насколько сейчас необходимо набирать людей – причем во все отделы! Володя уверен, что компания упускает возможностей на 1 миллиард (который просто уйдёт к конкурентам), пытаясь сэкономить дюжину миллионов на фонде з/п и обучении персонала. Максим Максимович не видит разумных аргументов для того, чтобы опять тратить деньги на воспитание. 

Ситуация 4: Главный Инженер и Собственник

Из смежного проекта холдинга уходит ведущий специалист. Распоряжением свыше заместитель Главного инженера, на котором висело всё производство, был переброшен в смежный проект, где в связи с уходом образовалась дыра. Главный инженер в Панике прибежал к Максиму Максимовичу, который принял такое решение, чтобы тот его отменил, поскольку иначе дырка образуется в производстве. Максим Максимович заставил паникёра присесть и спокойно сказал тому «Там вообще некому заменить, так что твой заместитель пойдёт туда, всё понятно?».