Закрыть

Введение

Как обучаются взрослые люди

Чем принципиально отличается андрагогический подход от традицион-
ного педагогического в отношении используемых моделей обучения?

Приведем несколько сравнительных характеристик.
– В традиционном обучении не взрослых используются такое содержа-
ние обучения и такие педагогические технологии, в выборе которых
обучающиеся не участвуют. Школьнику или студенту как бы прика-
зывают: «Ешь, что дают!», причем «есть» он должен для всех одина-
ковым, заранее определенным способом. Здесь ярко выражена ори-
ентация на стереотипность, единообразие и унификацию моделей
обучения (в модель входят содержание, педагогические технологии,
позиции и функции обучающих и обучающихся).
– Традиционная педагогика и методика. Авторы разных психолого-пе-
дагогических концепций и теорий всегда стремились к реализации
какого-то одного — моноподхода. Так, если речь шла о программи-
рованном обучении, то оно непременно должно было заменить тра-
диционное объяснительно-иллюстративное обучение, если это была
технология, основанная на теории поэтапного формирования умст-
венных действий, то для других подходов не оставалось места.

В соответствии же с андрагогическим подходом, модели обучения долж-
ны подбираться «под потребителя», соответствовать образователь-
ным потребностям и запросам обучающихся, быть индивидуализи-
рованными как по содержанию обучения, так и по его процессуаль-
ным характеристикам.
– Если при традиционном педагогическом подходе образование носит
«распределительный» характер, то при андрагогическом оно «ры-
ночное», предполагающее маркетинг образовательных потребностей
взрослых.

– Педагогический подход предполагает специально организованное
обучение, то есть четкую границу между обучением и профессиональ-
ной деятельностью. При андрагогическом подходе нет строгой грани-
цы между обучением и работой: образование и обучение встроено в
контекст социально-профессиональной деятельности – в ходе выпол-
нения работы происходит обучение, а в процессе обучения решаются
актуальные профессиональные задачи. Более того, с точки зрения со-
временного менеджмента, обучение персонала как непрерывный про-
цесс – необходимое условие развития организации и бизнеса.
По мнению некоторых психологов, в этих утверждениях преувеличены
различия между традиционным преподаванием и профессиональным обу-
чением. Многие могут справедливо отметить, что ошибочно связывать пе-
дагогический подход только с обучением детей: в некоторых аспектах учеб-
ного плана (в зависимости от программы или подходов к решению про-
блем) оно в большей степени андрагогическое, чем традиционное.
Подобные возражения свидетельствуют о существенном различии меж-
ду педагогическим и андрагогическим подходами в обучении различных
групп людей. Дело в том, что дети могут быть вовлечены в андрагогические
программы обучения, а взрослые — в программы подготовки, представля-
ющие собой просто традиционный, педагогический лекционный курс.

 

Модель обучения Взрослого

Она разработана Дэвидом Колбом (David A. Kolb), совместно с Роджером Фраем.

Если вкратце, то «Цикл Колба» заключается в следующем. Для того, чтобы взрослому человеку обучиться какому-либо сложному навыку максимально эффективно, то он должен пройти по четырем стадиям

1.Непосредственный опыт (concrete experience). Человек должен иметь некоторый опыт в том, чему хочет научиться или просто улучшить свои способности. Кроме того, человек должен знать, к каким результатам он обычно приходит, используя свой имеющийся на этом этапе опыт.
2.Наблюдение и рефлексия (observation and reflection). Человек обдумывает и анализирует то, что уже есть у него в опыте.
3.Формирование абстрактных концепций и моделей (forming abstract concepts). На этом этапе необходимо обобщить информацию, полученную опытным путем, до какой-то модели, которая бы описывала этот опыт. Таким образом происходит выстраивание взаимосвязей внутри опыта, добавление новой информации, генерация идей относительно того, как это работает.
4.Активное экспериментирование (testing in new situations). И только на этом этапе необходимо поэкспериментировать и проверить пригодность созданной концепции для того, чтобы работать по ней дальше. Соответственно, после этого этапа, человек получает новый «непосредственный опыт» и круг замыкается.

Тухватуллин Булат Рашитович