Закрыть

О пользе морального воздействия и цели наказания

Наказать рублем — это весьма эффективная формула успеха в борьбе с нарушителями, но только в определенной среде. К примеру, для рабочего печатного цеха, который, пропустив рюмку в рабочее время, напечатал бракованную упаковку. Тут его и нужно штрафовать рублем — он это поймет и не обидится, потому что его ошибка повлекла к конкретным потерям.

Сложнее все с людьми интеллектуального труда, такими как программисты или инженеры. Особенно если они умные и имеют высокое чувство собственной значимости. Здесь иные цели наказания. Здесь материальная мотивирующая система может просто не сработать, особенно если речь идет о наказании за повторяющиеся, но не очень значительные проступки. Например, за опоздания на работу. Ведь для людей с интеллектом нет ничего особенного в том, чтобы вместо регулярных штрафов за опоздание предложить из вредности купить у начальника месячный абонемент.

цели наказания

Начальник при этом выглядит полным идиотом, а убытки от опозданий все равно не покрываются. Если, конечно, у организации сбор штрафов за мелкие нарушения не есть способ сэкономить на премиальном фонде. Но мы говорим сегодня не о таких организациях, а о том, что такое цели наказания и как их добиться. Вы тоже нуждаетесь в правильном подходе к наказанию подчиненных и преследуете свои цели наказания? Тогда эта статья будет вам интересной.

Как заставить уважать правила

цели наказания Цели наказания на самом деле очень просты — вам важно не набрать с людей штрафов за нарушения, не срубить «по соточке», а выстроить работу так, чтобы подчиненные уважительно относились к заведенным в компании правилам и подчинялись им в принципе, а не из страха наказания рублем. И тут важнее личное влияние, а не наказание через кассу. Потому что если компания не выполнит план, то эти потери не компенсируются никакими снижениями премии и экономией фонда оплаты труда. Потому умный руководитель проконтролирует исполнение, а после исполнения работник получит свою премию. Не будет же он настолько глуп или безучастен к деньгам, чтобы не выполнить поставленную и реальную задачу. И именно контроль руководства и страх морального наказания не дадут ему сорвать выполнение плана.

Как наказывать морально?

Моральное наказание — это последовательное и рассчитанное создание негативных эмоций. При этом стоит различать обиду и наказание. Ведь обиженный работник не станет исправляться и только обозлится на того, кто его обидел, а вот наказанный будет зол только на себя, испытывая стыд и не желая повторения подобной ситуации. Но такое наказание будет иметь силу только при наличии авторитета руководителя и легитимности его власти. В противном случае наказание будет совершенно бесполезным и цели наказание такое не достигнет. Для понимания вспомните, как вас ругали и наказывали: бывало стыдно, что хоть сквозь землю, а случалось, чихать хотелось на того, кто наказывал. Вот и пример того, что работает в моральном наказании только авторитет и личность того, кто берется наказывать.

цели наказания

А вот что касается «принародности» или камерности морального наказания, то тут ответ очевиден: на миру только смерть красна, а наказание совершенно бесполезно. Наказуемый при всех человек изо всех сил будет стараться сохранить лицо, даже если в душе и соглашается с вашей правотой. При этом симпатии окружающих, скорее всего, будут с ним, а не с вами. Так что лучше с глазу на глаз, даже если подмывает к принародной выволочке, чтоб другим неповадно было.

Но если вам публично «брошен вызов», и провинившийся намеренно ведет себя неправильно? Тут выход один: пресечь неверное поведение и пригласить нарушителя на беседу в кабинет, чтобы там уже наказать. При этом угрожать не надо — авторитет дороже. Надо действовать и достигать цели наказания.

В качестве заключения

Теперь вы знаете, какие есть реальные цели наказания и как сильно они отличаются от распространенных механизмов воздействия рублем. Но в вашей компании сильны стереотипы, пока еще вы не готовы отменить принятое материальное наказание и ввести моральное воздействие? Вы не знаете, как повысить собственный авторитет и создать реальную систему контроля за исполнительской дисциплиной как части управления персоналом? Как добиться цели наказания простым путем? Если вам недостаточно теоретических знаний, обращайтесь к нам, мы поможем практически и рекомендательно.

Читайте также:

Что дает система бизнес-процессов? 

Организация бизнес-процессов

Схема бизнес-процессов: просто о сложном