ТРИЗ: НАУКА ИЗОБРЕТАТЬ! [видео]
УЧИТЬ ТАЛАНТЛИВОМУ МЫШЛЕНИЮ
Помните, как начинается "Аэлита"? В Петрограде на облупленной стене пустынного дома по улице Красных Зорь появился серый листок бумаги: "Инженер М.С. Лось приглашает желающих лететь с ним 18 августа на планету Марс явиться для личных переговоров от 6 до 8 вечера..." Газета "Вечерний Новосибирск" напечатала 11 июня 1981 г. нечто не менее удивительное: "НИИ комплектного электропривода объявляет конкурс на замещение вакантной должности старшего научного сотрудника по специальности "Теория решения изобретательских задач". Вместо прирожденных способностей, непостижимой интуиции, счастливых случайностей - теория, а следовательно, законы, правила, формулы... В сущности, это даже фантастичнее полета на Марс. Не случайно научная фантастика, предсказавшая авиацию и атомную энергию, придумавшая роботов и лазеры, не сумела предвидеть революцию в технологии технического творчества.
Как утверждает Алексей Толстой, на постройку космического корабля инженер М.С. Лось потратил два года. Постройка ТРИЗ длилась много дольше. Началась она, как я уже отмечал, в 1946 г. Но что считать завершением? 1956 год - дату первой публикации? Вряд ли. Статья в журнале "Вопросы психологии" осталась почти незамеченной. Может быть, первый семинар по ТРИЗ в академическом институте? Произошло это в ноябре 1966 г. в Институте математики СО АН СССР. Семинар, однако, не стал началом регулярной учебы - еще не было отработанных программ, учебных пособий, опытных преподавателей. Считать датой внедрения ТРИЗ 1971-1972 годы, когда начали работать первые школы в Баку, Днепропетровске, Дубне? Но ведь это общественные школы, не государственные. Прошло немало времени, пока (уже в 1980 г.) ТРИЗ не была включена - в качестве нового обязательного учебного предмета "Основы технического творчества" - в учебные программы вузов Украины. И снова сомнения: курс небольшой, обзорный... Может быть, обозначить время более расплывчато? Скажем, середина 80-х годов, когда книги по ТРИЗ были переведены на английский, немецкий, финский, японский, вьетнамский, польский, болгарский языки...
Наверное, правильнее считать так: идет нормальный процесс становления новой науки. Процесс сложный, многоэтапный, бурный. ТРИЗ и сегодня в строительных лесах.
Ну, а скептики? У них по-прежнему сомнения. "Почему не все выпускники ваших школ становятся изобретателями?" - А разве все выпускники технических вузов становятся толковыми инженерами? "Почему ТРИЗ берет не все задачи?" - А разве нет "невзятых проблем" в физике и химии?.. И наиболее каверзный вопрос: "Если все так хорошо, почему нет школ в каждом городе, на каждом предприятии?"