Закрыть

Определение лжи. Вторая стратегия лжи.


В предыдущей статье мы разбирали истоки человеческой лжи и первую стратегию лжи – отказ. В этой статье мы разберем связанные с ложью эмоции и обсудим вторую стратегию лжи – нейтрализацию.

Что лежит в основе технологии определения лжи?

В основе лежат человеческие эмоции! А какие эмоции человек испытывает, когда лжет? На самом деле, лжец практически любые эмоции может испытывать. Конечно основные среди них – страх, презрение и прочие негативные. Но почему лжец не может испытывать положительных эмоций? Может конечно. Давайте разбираться.

Итак, возьмем классическую ситуацию, в которой навык верификации лжи очень полезен: собеседование кандидата на высокую управленческую должность.
Вот есть соискатель N и есть интервьюер S. Далее мы будем обращать внимание на 1 фактор: соответствуют ли эмоции соискателя тем словам, которые он произносит.

S: Расскажите случай, когда вы очень хорошо выполнили свою работу и вас похвалили.

N: *вздыхает* *брови демонстрируют напряжение* «Ну, сложно так навскидку вспомнить»
Висит пауза в 3-4 секунды
N: *брови поднимаются* «Хотя недавно я хорошо закрыл сделку с клиентом, и директор меня поздравил с этим» *спокойствие* «Это была одна из самых крупных сделок в этом году».

Интервьюер, просматривая запись, сделал в блокноте пометку «Не стремится совершать достижения»

Почему?

Ключом к пониманию этого действия может стать вопрос: Почему человек не испытывает радости от своего собственного достижения? Вариантов несколько – возможно кандидат его выдумал, возможно все было иначе, возможно это достижение – не его собственное. В любом случае интервьюер видит в ответе соискателя двойное послание.

Двойное послание – используемый в профайлинге термин, обозначающий расхождение наличие расхождений между смыслом словесной конструкции и эмоций, демонстрируемых во время произнесения этой словесной конструкции.

Иными словами – словами человек говорит одно, а его эмоции указывают на совершенно другое.

Возвращаемся на секунду к теме эмоций и видим – основная изначальная эмоция – стресс (респондент насупился, вздохнул). Стараясь дать хоть какой-то ответ на вопрос, соискатель передумал «не вспоминать» и изначальная эмоция сменяется не связанной со стрессом – удивление собственным словам, а в конце отразилось истинное отношение к теме вопроса – безразличие.

Важно не то, какие эмоции на лице человека, а то, соответствуют ли его эмоции его вербальным (словесным) посланиям.

А что там со стратегией нейтрализации?

А ничего сложного. В рассматриваемой нами ранее стратегии «отказ» была лишь одна модель поведения – отказать собеседнику в беседе/коммуникации/ответе на вопрос: «Я вам ничего не скажу».

Стратегия неподготовленной лжи отказ - конфликтная и очень явно указывает на причастность лжеца к предмету лжи.

Стратегия же нейтрализации тоже неподготовленная, но при этом куда менее энергозатратная. При нейтрализации неподготовленный лжец старается подавить свои эмоции и снизить уровень своей видимой причастности. «Я не знаю» - из этой оперы.

Нейтрализация работает в том случае, если проверка на причастность не целенаправленная. Неподготовленный лжец обычно зажимается в закрытой позе, скрещивая руки и ноги. При нейтрализации жестикуляция не очень активна. Применяя эту стратегию лжи человек изо всех сил «прикидывается шлангом».

Итак: запоминаем понятия: Двойное послание, Вербальное послание, Стратегия нейтрализация.

Автор статьи: Эрбег Тухватуллин